Единый телефон контакт-центра: +7 (3852) 720-715. Приёмная: +7 (3852) 720-714. Приём устных обращений: +7 (3852) 722-933.
Поговорите с детьми о безопасности на прогулках!
Двор без опасностей
Готовить кроху к самостоятельным «выходам в свет» стоит за-
ранее. Так, прогуливаясь вместе с малышом, обойдите весь
двор и обратите внимание на самые опасные места: люки, под-
валы, чердаки, строительные площадки. Важно не просто ска-
зать: «Сюда ходить нельзя! Это опасно!» Нужно объяснить до-
ходчиво, почему именно нельзя: в люк можно упасть, дверь
подвала может кто-нибудь закрыть, и тогда ребенок останется
там в заточении (если малыша заперли в подвале не нужно
кричать и плакать, лучше изо всех сил стучать в дверь – так ско-
рее кто-нибудь услышит и придет на помощь).
Большую опасность могут представлять даже припаркованные
возле дома машины. Обычно, малыши четко усваивают, что с
движущимися машинами нужно быть крайне осторожными. А
вот стоящий автомобиль не вызывает у них беспокойства. Рас-
скажите ребенку, что автомобиль может внезапно поехать, и
водитель не заметит малыша, который, играя в прятки, спря-
тался за багажником. Поэтому, нельзя бегать, и тем более пря-
таться вокруг машин, а если под машину закатился мячик, нуж-
но обратиться за помощью к взрослым.
Малыши любят играть в больницу, магазин или «варить» для ку-
кол обеды на игрушечной плите. Для этого они рвут растущие по-
близости растения (траву, цветы, листья), собирают семена. И не
всегда это используется «понарошку». Ребенок может попробо-
вать приготовленное «лекарство» или кукольный «суп» на вкус.
Но не все растения безобидны, как может показаться. Например,
у клещевины, которую в последние годы сплошь и рядом выра-
щивают у подъездов домов (в народе его называют «пальмой»),
смертельно ядовитые семена. Малышу достаточно проглотить
2–3 семечка, чтобы получить серьезное отравление. Обязатель-
но объясняйте ребенку, что никакие растения, ягоды и семена,
сорванные на улице, нельзя брать в рот. А для игры лучше ис-
пользовать безобидные и хорошо знакомые растения, например
одуванчик, подорожник, рябину.
Гуляя с малышом во дворе, вы должны быть твердо уверены,
что вокруг нет открытых канализационных люков. Статистика
безжалостна: сотни детей гибнут и получают травмы именно по
этой причине. И здесь не помогут никакие предостережения
«смотреть под ноги» и «не наступать». В азарте подвижной иг-
ры малыш может просто не заметить опасность.
Правила экипировки на прогулку
Одевая малыша на прогулку, проведите ревизию одежды. Луч-
ше, чтобы она была без шнурков, которыми можно зацепиться.
Желательно, чтобы обувь плотно фиксировалась на ноге и не
«скользила». Это сделает игры ребенка более безопасными.
Игры на детской площадке
Современные тяжелые железные конструкции качелей обла-
дают по истине разрушительной силой. И если такие качели на
большой скорости ударят ребенка, это может закончиться пла-
чевно. Опасность подстерегает не только малышей, но и детей
постарше, которые, порой, не могут правильно оценить без-
опасное расстояние. Поэтому, вы четко должны объяснить ре-
бенку, что подходить к качелям можно только сбоку, а обхо-
дить их – на большом расстоянии. Садится и слезать нужно
только тогда, когда качели остановлены, и ни в коем случае
нельзя с них прыгать. Расскажите о том, к чему могут привести
нарушения этих правил.
Сильно ударить малыша могут и карусели, если не соблюдать
элементарные правила безопасности. Так же, как и в случае с
качелями, почаще напоминайте крохе, что подходить к крутя-
щимся каруселям опасно. Сначала нужно дождаться их оста-
новки, и только потом усаживаться на сидение. И, конечно,
крепко держаться.
Любой малыш знает, что лесенки, турнички, рукоходы – это
очень интересно и весело. Они развивают ловкость, выносли-
вость, координацию движений при условии, что малыш будет
делать все это с должной осторожностью. Прежде всего, обра-
тите внимание на покрытие спортивной детской площадки. Ес-
ли это песок, трава, опилки или, в крайнем случае, мелкая ще-
бенка – смело отпускайте туда малыша. Если же площадка забе-
тонирована или заасфальтирована, лучше поискать другое ме-
сто для игр. Научите ребенка правильно спрыгивать с лесенки
или турника. Когда ребенок раскачивается на перекладине,
прыгать нужно в тот момент, когда тело начинает движение на-
зад. Иначе можно легко упасть.
Всевозможные горки – еще одно любимое развлечение, но
стоит обратить внимание на их состояние, прежде чем позво-
лить крохе скатиться с ветерком. Если поручни или бортики гор-
ки деревянные, то нужно проверить, насколько хорошо обрабо-
тана поверхность, чтобы избежать заноз на детских ручках. Для
ребятишек-дошкольников высота горки не должна превышать
1,2 м. Проверьте, цело ли покрытие ската горки, нет ли на нем за-
зубрин. С «правильной» горки кроха скатывается без остановки
до самого низа и не вылетает на землю, а задерживается на спе-
циальном, приподнятом выступе. Малыш должен знать, что гор-
ки – не место для баловства. Подниматься и съезжать нужно вни-
мательно и аккуратно, соблюдать очередь и ни в коем случае не
толкать других ребятишек. Это может привести к серьезной
травме. И лучше не выпускать ребенка из поля зрения, чтобы во-
время отреагировать на опасное поведение детей.
Катание на роликах или велосипеде – занятия полезные во
всех отношениях, но, вместе с тем, довольно опасные. Прежде
всего, позаботьтесь о средствах защиты маленьких спортсме-
нов. Всевозможные шлемы, наколенники и налокотники – это
не просто модные «примочки», а то, что убережет малыша не
только от разбитых коленок и ободранных ручонок, но и от
травм куда более серьезных. Шлем для роллера обязательно
подбирайте с примеркой. Он должен удобно сидеть на голове,
закрывать лоб, но не съезжать на глаза. Будут нелишними и
специальные перчатки без пальцев. Кататься на роликах лучше
в специально отведенных для этого местах. С велосипедом
проще, только обязательно учите малыша быть внимательным
к «пешеходам» и не развивать большую скорость там, где есть
вероятность сбить кого-то из малышей. Если вам вместе с ма-
леньким велосипедистом нужно перейти проезжую часть, обя-
зательно снимите его с велосипеда и переведите через дорогу
за руку, ведя велосипед отдельно. И, конечно, никогда не вы-
пускайте маленького «гонщика» из поля зрения.
Еще одна опасность – большие и маленькие четвероногие,
причем не только бродячие, но и домашние. Речь не столько
об опасных болезнях, которые могут переносить животные,
сколько о собачьей агрессии, жертвами которой иногда стано-
вятся дети. Бесспорно, вы должны воспитывать в ребенке лю-
бовь и доверие к братьям меньшим, но малыш должен четко
знать, что собаки бывают разные и не всегда добрые. К тому же,
лучше вообще не подходить к незнакомым животным. Расска-
жите малышу, что нельзя размахивать руками или палкой возле
собаки. Она подумает, что ее хотят ударить и может укусить. Не
стоит гладить и тискать незнакомую собаку. Ей это может не по-
нравиться. Ребенок должен знать, как вести себя при нападе-
нии собаки. Если рядом нет спасительного пристанища – подъ-
езда или дерева – не стоит убегать, собака все равно догонит.
Покажите малышу, как нужно защитить лицо и шею, прижав
подбородок к груди и закрывшись согнутыми в локтях руками.
А взрослые обязательно придут на помощь.
Осторожно: незнакомец!
Даже если ваш ребенок еще слишком мал, чтобы гулять без
взрослых и отпускать его одного на улицу вы пока не собирае-
тесь, он должен четко усвоить основные правила общения с
незнакомыми людьми. Большинство из нас внушает детям, что
нужно быть воспитанным и вежливым по отношению к людям,
не грубить и не врать. Все это, конечно, верно. Но именно ти-
хие, воспитанные дети чаще становятся жертвами преступни-
ков. Ведь их так просто обмануть, а сами они приучены всегда
говорить взрослым только правду. Поэтому объяснить малы-
шу, что среди хороших и добрых людей иногда попадаются и
плохие, просто необходимо. С раннего детства ребенок дол-
жен четко знать важные правила:
● Никогда не отвечай на вопросы незнакомых людей и ничего
у них не бери.
● Никогда не садись в машину к незнакомцу и никуда с ним не
ходи.
● У незнакомого человека нельзя брать НИЧЕГО: ни конфеты,
ни игрушки, ни подарки, ни что-то, что «нужно передать ма-
ме». В ситуации, когда ребенку предлагают пойти или по-
ехать куда-либо с незнакомцем («посмотреть коллекцию
Барби», «сняться в кино», «покормить котят» и т.п.), малыш
должен отвечать только одно: «Сейчас я спрошу разрешения
у мамы». Ребенок должен быть готов и к провокации со сто-
роны незнакомца: «Я думал, что ты уже большой, а ты все у
мамы разрешения спрашиваешь!» Ответ и в этом случае дол-
жен быть твердый и однозначный. Объясните малышу, что,
если кто-либо схватил его за руку и куда-то тащит или пыта-
ется затолкать в машину, дозволены АБСОЛЮТНО все мето-
ды самообороны. Можно грубить, врать, лягаться, кусаться,
кричать. Кстати, кричать в подобной ситуации нужно не «По-
могите!», а «Ты не мой папа (мама)! Я тебя не знаю!»
● С самого раннего возраста внушайте ребенку, что его тело
принадлежит только ему и никто не имеет права дотраги-
ваться до малыша без его согласия. Старайтесь не тискать и
не целовать ребенка, если он в данный момент этого не хо-
чет. И никогда не позволяйте этого делать другим людям.
Малыш должен четко знать, что никто не имеет права брать
его на руки без разрешения мамы, а если такое произошло,
то вполне можно вести себя не очень воспитанно: громко
кричать и даже лягаться.
● Внушайте ребенку, что вы никогда не пришлете за ним в дет-
ский сад незнакомого человека. И если что-то подобное слу-
чится, малыш не должен никуда идти с этим человеком, даже
если незнакомец уверяет, что его прислала мама (папа, ба-
бушка и т.д.). И напоминайте обо всем этом почаще.
Я потерялся!
Малышу, который вдруг обнаружил, что мамы или папы нет по-
близости, страшно одному в толпе чужих людей. И даже если
вы стараетесь не выпускать руку малыша в людных местах, си-
туации, когда ребенок теряется, случаются не так уж и редко.
Но, если и родители, и, главное, малыш четко знают, как вести
себя в экстремальных ситуациях, беды не произойдет.
В супермаркете. Прежде всего, малыш должен четко усвоить,
что, совершая с мамой и папой семейные покупки в крупном
магазине, он не должен терять родителей из виду. Приучайте
ребенка к мысли, что не вы следите за ним, а ОН за вами. Рас-
скажите малышу о том, что он должен делать в случае, если
вдруг не обнаружил родителей поблизости. Внушите ребенку
важную мысль: вы очень его любите, переживаете о нем и ни-
когда не будете ругать, даже если малыш потерялся по собст-
венной неосторожности, не выполнив ваших правил. Это по-
может ему вспомнить все то, чему вы его учили и поступить
правильно. Самое лучшее, что может сделать ребенок, поте-
рявшийся в толпе, это оставаться на месте и ждать. Можно да-
же сесть на пол. Рано или поздно мама с папой непременно его
найдут. Ребенок должен знать, что он ни в коем случае не дол-
жен выходить из магазина, чтобы «подождать родителей возле
машины». Расскажите, а еще лучше, покажите малышу тех лю-
дей, к которым можно обратиться за помощью: милиционеры,
охранники, служащие супермаркета, кассиры. Ни с кем другим,
пусть даже этот человек кажется добрым и хорошим и обещает
отвести к маме, ребенок идти ни при каких обстоятельствах не
должен. Если кто-то пытается увести его силой, пусть громко
кричит: «Папа! Мама!» Умеющий хорошо говорить малыш дол-
жен знать на зубок свои имя, фамилию, домашний адрес и, хо-
рошо бы, телефон. Эту информацию нужно выучить с ребенком
и обязательно повторять время от времени. Если имя и фами-
лию малыши запоминают хорошо, то адрес частенько забы-
вают. Было бы не плохо, отправляясь с ребенком в людные ме-
ста, положить в карман его одежды записку с именем, фамили-
ей, адресом и номерами мобильных телефонов родителей.
Еще лучше, выгравировать эти данные на металлической пла-
стинке, прикрепить на цепочку и пристегивать внутри кармана
детских брючек, чтобы малыш ее ненароком не потерял. Сей-
час в продаже можно найти специальные брелоки, куда запи-
сывается вся информация о ребенке.
На вокзале, в аэропорту. Здесь верны все правила, о которых
говорилось выше. Только следить за малышом нужно еще тща-
тельнее, ведь и опасностей на вокзале куда больше, чем в ма-
газине. Каждый раз, когда вы оказываетесь на вокзале или в
аэропорту, отправляясь в путешествие, напоминайте ребенку
правила поведения. Обращайте его внимание на то, что он ни
в коем случае не должен никуда от вас отходить, не спросив
разрешения. В случае если он потеряется, можно обратиться
за помощью к милиционерам, охранникам, кассирам.
В парке, в лесу. Для того, чтобы такой отдых не превращался
для вас в сплошной стресс, с самого раннего возраста для ма-
лыша должно быть абсолютным табу слишком далеко уходить
от вас. Убегать и, особенно, «прятаться» от родителей – абсо-
лютно недопустимо. Малыш должен знать, что бегать и играть
ему можно только там, где видно родителей, а те, в свою оче-
редь, должны видеть его.
Не редки случаи, когда во время семейного пикника в лесу, по-
ка взрослые заняты, малыши ищут себе развлечения самостоя-
тельно. Потеряться в лесу очень легко. Но если ваш малыш чет-
ко усвоил, что НУЖНО ОСТАВАТЬСЯ НА МЕСТЕ, вы очень бы-
стро его отыщите. Взрослые в этом случае должны разделить-
ся, отправившись на поиски одновременно в разных направле-
ниях, периодически окликая ребенка. Малыш, в свою очередь,
тоже должен громко звать на помощь. Очень полезно для про-
гулок на природе купить ребенку хороший свисток. И в том
случае, если он потерялся в лесу или парке, его свист будет от-
лично слышен на сотни метров.
Отдых на водоеме. Если в парке или в лесу есть пруд, от вас по-
требуется дополнительное внимание. Причем, даже совсем не-
большая глубина может представлять опасность для малыша.
Не разрешайте крохе одному подходить к воде, а сделайте это
вместе. Если берег пологий, малыш может поиграть у воды под
вашим неустанным наблюдением. Если же берег обрывистый,
ни в коем случае не выпускайте руку ребенка из своей и не
подходите близко к краю.
Внимание, дорога!
В первую очередь очень важно самим всегда соблюдать прави-
ла дорожного движения. Если, гуляя с ребенком, вы переходи-
те дорогу только на зеленый свет, пользуетесь наземными и
подземными пешеходными переходами, малыш с самого ран-
него детства усвоит, что поступать нужно именно так, а не ина-
че. Если же мы сами частенько пренебрегаем этими простыми
правилами, все наши нравоучения будут для малыша пустым
звуком. Дети во всем копируют взрослых, помните об этом.
Лучше набраться терпения и подождать зеленого сигнала све-
тофора лишнюю минуту, чем внушить ребенку, что допустимо
не соблюдать правила.
Всякий раз, когда вы переходите с малышом через проезжую
часть, проговаривайте алгоритм действий: «Сначала смотрим
налево, доходим до середины дороги, затем смотрим напра-
во». Приучайте малыша внимательно смотреть на дорогу даже
в том случае, если вы идете на зеленый свет светофора. Объ-
ясните ребенку назначение «зебры» на дороге, разберитесь,
что обозначают те или иные дорожные знаки. Было бы здорово
поиграть дома с игрушечными машинками и плюшевыми «пе-
шеходами», нарисовав на листах бумаги и развесив по кварти-
ре знаки дорожного движения.
Будьте осторожны при поездках на общественном транспорте
и обучайте осторожности малыша. Не пренебрегайте правила-
ми, какими бы простыми они вам не казались. Подходить к две-
рям автобуса, троллейбуса или маршрутного такси следует
только после полной остановки транспорта, иначе можно по-
скользнуться и оказаться под колесами. Кроме того, вас может
толкнуть кто-нибудь из напирающих сзади пассажиров. Входя
в автобус, пропустите вперед ребенка. Самых маленьких луч-
ше взять на руки. Выходите из транспорта первыми, затем по-
могите выйти малышу, придерживая его за руку.
Лифт – не совсем транспорт, но, как и любые механизмы, может
представлять чрезвычайную опасность. В открывшийся лифт
всегда первым заходит взрослый, за ним – ребенок. Малыша
лучше держать за руку. При выходе – наоборот: ребенок пер-
вый, мама за ним. Не позволяйте малышу скакать в лифте – от
этого он может «застрять».
Эти простые правила помогут Вашим малышам проводить вре-
мя на прогулке полезно и безопасно.
Источник: https://www.mchs.gov.ru/